ЛиАЗ-677, он же "Луноход" для очень многих является если не любимым автобусом, то уж точно хорошим воспоминанием. Что уж греха таить, мы ведь и сами ездили в Арзамас фактически ради них.
"Луноход" оставил значительный след в истории и неудивительно что такую машину используют в качестве памятников - в Подмосковье их целых три, об истории каждого из них мы сегодня вам расскажем
Первый из них стоит в Павловском Посаде рядом с воротами местного филиала Мострансавто
Этот автобус вместе с легендарной "полуторкой" - грузовиком ГАЗ-АА, был установлен здесь в 1983 году. Первоначальная идея подразумевала также установку брички, с которой начиналась история местного транспорта (а началась она в 1928 году), но тогдашний первый секретарь райкома посчитал, что это будет несолидно.
На базе "полуторки" раньше работали автобусы, поэтому она вполне по праву заняла место рядом с 677-м, фактически под правую руку от него.
Идея установить памятник была совместной как руководства, так и рядовых сотрудников. Место выбирали долго и тщательно.
К моменту установки ЛиАЗ проехал миллион километров и практически всё время на нём работал один и тот же экипаж из водителей Королёва и Вергуленко. Много лет этот автобус работал экскурсионным, перед тем как уйти на заслуженную пенсию на постаменте.
Ещё один памятник, принадлежащий Мострансавто, расположен в Волоколамске, также напротив ворот транспортного предприятия.
Он более новый и, можно даже сказать, довольно молодой - открыт он был в 2005 году ко дню работника автотранспорта.
Он был установлен по инициативе тогдашнего директора Волоколамского ПАТП Василия Шарова, который в далёком 1973 году пришёл туда на работу тогда ещё простым механиком. Уже во время его работы, в парк пришли новые 677-е, что очень впечатлило будущего директора. Последний ЛиАЗ-677 в Волоколамском ПАТП должен был быть списан в 2004 году, но вместо этого машину полностью отреставрировали.
Фото предоставлено пресс-службой Мострансавто
В автобус установили заводские агрегаты, покрасили его. В 2005 году соорудили бетонный постамент и при помощи пандуса автобус установили на это почётное место. Доверили ответственную миссию водителю Александру Кузнецову.
Фото предоставлено пресс-службой Мострансавто
До "пенсии" этот 677-й верой и правдой служил автопредприятию в течение 30 лет, работая на маршруте "Фабрика - Автовокзал"
Ещё один памятник ЛиАЗу-677 принадлежит уже не эксплуатирующей компании, а производителю и расположен рядом с Ликинским автобусным заводом, правда не у проходной, а в стороне, у местной спортшколы и центра детского творчества.
К сожалению, достоверно узнать судьбу этой машины не удалось. В комментариях к его профилю на сайте "Фотобас" есть информация что автобус ранее работал санитарным. Насколько эта информация актуальна, судить не берусь.
Возможно, это он
Одно можно сказать наверняка - место для своей заслуженной пенсии автобус получил достойное
Авторы композиции назвали 677-й "Ветераном дорог" и это абсолютная правда
И раз зашла речь о заводском памятнике, стоит упомянуть ещё один автобус - более новую модель ЛиАЗ-5256, установленную на постаменте у заводоуправления
Данный автобус, судя по всему, был абсолютно новым что подтверждается как "нетронутым" состоянием днища, так и фанатскими рассуждениями на тематических сайтах.
Несмотря на то, что 5256 выпускался большими "тиражами" и знаком многим, до статуса легенды он всё же не дотягивает.
Я встречал разные мнения, кто-то считает что установка автобусов или другой техники в виде памятников под открытым небом - это кощунство и неуважение к технике. Я с этим не согласен, ведь установка таких композиций - это один из способов сохранить память. Память о том что оставило большой след в нашей жизни и приятные воспоминания. И для меня, как и для многих ЛиАЗ-677, именно такой. Он "тот самый", для меня - автобус из детства, для кого-то из юности. И то что на пенсию автобусы уходят на постаменты, а не на склад металлолома, можно только приветствовать.
Благодарю пресс-службу Мострансавто за помощь в подготовке материала