Сегодня на МЦК с пассажирами вышел двухэтажный состав. Это эксперимент, который продлится две недели, по результатам которого город и РЖД примут решение о целесообразности постоянной эксплуатации двухэтажек на кольце. В принципе, новость на этом и заканчивается, но мы хотим в целом поднять тему эксплуатации двухэтажных поездов на городских маршрутах, оценив как плюсы, так и минусы
Дисклеймер: я сам не являюсь сторонником двухэтажных поездов на городской электричке и на пригороде, они больше подходят для дальнего следования или межобластных экспрессов с минимумом остановок. Но, мы здесь за объективность, так что рассмотрим и плюсы и минусы.
Начнём с плюсов
1. Большая вместимость. При том же количестве вагонов поезд поместиться больше пассажиров (не ровно вдовое, но сравнимо).
2. Можно обойтись более короткими платформами. Это может быть актуально например на Площади Гагарина - продлить её за счёт подземного исполнения возможно, но сложно и дорого.
3. Больше сидячих мест, т.е. меньшему количеству пассажиров придётся ехать стоя.
Теперь минусы
1. Лестницы - при двухэтажном исполнении уровень пола нижнего этажа невозможно оставить на уровне платформы. Т.е. большей части пассажиров придётся подниматься или спускаться, в том числе чтобы проехать 1-2 станции. Особенно это неудобно для маломобильных.
2. Вытекает из первого. Меньшая скорость посадки и высадки, т.к. пассажиры заходят в вагон и сразу идут на лестницу (и наоборот)
Я здесь целенаправленно не касаюсь вопросов эксплуатации и обслуживания поезда, делая акцент именно на пассажирской истории. И не обращаю внимания на наличие бизнес-класса в Штадлере - всё же это эксперимент, да и данный Штадлер длиннее Ласточки на один вагон.
Плюсов получается больше, чем минусов, но в таких случаях неправильно их оценивать численно. На мой взгляд, минусы довольно значительны и могут перекрывать плюсы.
Но у меня нет данных ни о пассажиропотоке станций МЦК, ни о пиковом потоке, ни о его распределении по дню в целом. Именно от этих параметров в итоге зависит соотношение плюсов и минусов. И запустить один поезд, чтобы посмотреть, как покажет себя его эксплуатация и как на это отреагируют пассажиры - вполне логичная и здравая история. Запускать вот такие тестовые проекты - вообще правильная практика. Намного более правильная, чем сначала потратить много денег, а потом понять, что что-то пошло не так.
Посмотрим к какому выводу придут метро и РЖД через 2 недели. Возможно, я изменю мнение по этому вопросу, а может останусь при своём.