Казалось бы, между заводом имени Лихачева и парком Сокольники нет никакой связи. Однако именно здесь находится народный музей ЗиЛа. Впрочем, уже через 3 дня, 12-го мая настанет последний день его работы - площадка закроется, а у завода и музея появится ещё один общий, весьма грустный, факт. В последние дни работы музея успели в него попасть и посмотреть на экспонаты, которых скоро не будет
В этом музее, который доступен публике совершенно бесплатно (О причинах закрытия и о том, куда денется экспозиция, поговорим в конце), собраны уникальные образцы техники, некоторые из которых сохранились в единственном экземпляре
Уже при входе нас встречает один из таких - полноприводный ЗиС 110П. Первый в СССР послевоенный автомобиль представительского класса
Других копий этой модели не сохранилось, кроме ещё одного кабриолета
Автомобиль выпущен в 1949 году. Букву "П" в названии часто расшифровывали не только как "полноприводный", но и как "прожорливый" - он мог сжирать до 60 литров бензина на 100 км
Ещё один интересный экземпляр - ЗиЛ 49065 "Синяя птица", последователь ПЭУ-1, которую я вам несколько лет назад уже показывал
Эти машины создавали для эвакуации из самых сложных и труднодоступных мест - в первую очередь космонавтов после приземления
Конструкция "Синей птицы" такова, что ехать она может практически где угодно. Ну и плыть, конечно, тоже.
Ну и это просто очень красивая машина. Я питаю к ней отдельную симпатию. Всего таких выпустили 25 штук.
К слову, и сама "Синяя птица" тоже уже мелькала в моём репортаже про экспозицию пожарной и спасательной техники в Иваново
В отличие от "Синей птицы", вездеход Аэролл (ЗиЛ 3906) в серию не пошёл, как и в реальную эксплуатацию.
Он тоже должен был заниматься эвакуационными работами, но его конструкция оказалась не самой удачной. Он так и остался в единственном экземпляре
Перейдём к более земным, но от этого не менее интересным экземплярам.
Ещё один "Членовоз" - ЗиЛ 111. Выпускался в 1958 - 1967 годах. Таких машин выпущено более сотни
Навскидку не вспомню ни одного автомобиля, к которого цифровой индекс был написан на кузове прописью
Салон
ЗиЛ 41051. Бронеавтомобиль, которым пользовался Дмитрий Устинов - Министр обороны СССР с 1976 до 1984 годы
Светлый салон для таких машин, в основном, нехарактерен, но, по слухам, именно Устинов заказал именно такой
Позднее машина вернулась на завод и развозила сотрудникам зарплату
К слову, чтоб вы понимали (в отличие от многочисленных киношников) что такое бронестёкла, вот вам вид сбоку на одно из таких. Мой большой палец - для сравнения
ЗиЛ 41047 продолжает тему членовозов. Такие производили с 1985 аж до 2002 года (и в начале 2010-х годов собрали ещё одну машину)
Компания совершенно обычных жигулей совершенно не вписывается в компанию непростых машин. Но только на первый взгляд
Такие с виду обычные машины использовались спецслужбами, т.к. с одной стороны совершенно не привлекают внимания
А с другой, под капотом у них роторные движки. Так что, если нужно было кого-то догнать - это не было проблемой
Ну и изюминка коллекции - автобус ЗиЛ 127. Этого красавца восстановили в начале этого года. Работа там проделана реально колоссальная
С точки зрения точности восстановления, это максимально соответствующий оригиналу автобус среди сохранившихся экземпляров этой модели
Заводской служебный транспорт. Таких много есть на самых разных заводах
Копнём в историю совсем глубоко - встречайте первый советский серийный грузовик АМО-Ф15 1929 года выпуска. На базе таких полуторов выпускали автобусы, скорые помощи, пожарные машины и многое-многое другое
Ну и легендарный ЗиС-5 1947-го года. В годы войны выпускали упрощенную модель - ЗиС-5В
Помимо собственно машин тут есть и экспонаты поменьше. К примеру макет ЗиЛа 432930 с "осовремененной" мордой.
Разные зиловские двигатели
В общем, площадь здесь хоть и небольшая, но экспозиция достойная. Если вы читаете этот пост до 12 мая 2024 года, вы ещё можете успеть посетить этот музей - он расположен неподалёку от главного входа парка Сокольники.
Если же читаете уже позже - то, увы. Музей закрыт. Причина этому банальна - повышение арендной платы в 5 раз - такую сумму команда музея с бесплатным входом потянуть не готова.
Часть экспонатов переедет в Питер в музей Пассажиравтотранса. Там мы ещё не были, но обязательно доедем и вам покажем.
А история музея ЗиЛа в Сокольниках на этом, к сожалению, закончится. Северная столица стала более гостеприимным домом для машин, произведенных в Москве, чем сама Москва. Увы.
Спасибо за внимание.