"Ока" — если не самый "обшучиваемый" автомобиль в нашей стране, то уж точно один из самых. "Брелок для Белаза", "машина, которую можно забрать с собой", "если пристегнуться - получится рюкзак" и прочее, прочее. Меж тем, вышедшая в серию в 1987 году "Ока" сменила несколько имён, прочно вошла в историю, а в подмосковном Серпухове ей даже установлен памятник. Так чем же примечателен такой маленький автомобильчик?
Компактная и бюджетная малолитражка всегда найдёт свое место на рынке — СССР (да и Россия) здесь не исключение. Не каждый мог себе позволить купить "Жигули" или "Москвича".
Прочно ассоциирующаяся с Волжским автозаводом "Ока", на самом деле зародилась отнюдь не в Тольятти, а в подмосковном Серпухове. Задумывалась она не как компактная дешевая малолитражка сама по себе, а как замена сильно устаревшей к тому моменту "инвалидке". Впрочем, СМЗ (Серпуховский мотоциклетный завод), выпускавший те самые инвалидки, производство полноценного автомобиля (а не "мотоколяски") самостоятельно, как сейчас говорят, "не вывез" бы.
Разработка серпуховичей для массового производства не подошла, так что специалисты ВАЗа начали проект заново вместе с представителями СМЗ.
Новую модель в итоге планировалось выпускать не только в Тольятти, но и на том самом СМЗ (в виде версий для инвалидов), а также на КамАЗе — для завода в Набережных Челнах это был отличный вариант выполнить план по "ширпотребу", не занимаясь выпуском кастрюль или чего-то подобного.
50000 машин в год: по 20 тысяч в Тольятти и в Набережных Челнах и 10 тысяч в Серпухове — планы были пусть и не рекордными, но достаточно амбициозными.
Короткая (менее 3,3 м в длину) и легкая (менее 650 кг массы) по ТЗ машина ограничивала "фантазии" конструкторов, но в остальном они могли творить без ограничений (практически).
Двигатель был максимально унифицирован с ВАЗ-2108, по сути был половинкой от "восьмёрочного". Так что под капот такой маленькой машины вполне влезла запаска.
В 1987 году ВАЗ-1111 проходит госприёмку и рекомендуется к производству. И тогда же, в 1987-м, государство прекращает поддержку автопрома. И тогда СМЗ трансформируется в СеАЗ (Серпуховский автомобильный завод) и уже как часть АвтоВАЗа продолжает работу.
Конечно, ни о каких 50000 машин в год и речи не шло. В 1988-м ВАЗ собрал около 200 машин, ещё 100 автомобилей под собственным названием "Кама" собрали в Набережных Челнах. В 1989-м и в Серпухове произвели сотню таких машин - в "инвалидной" модификации.
А далее 1991-й год, когда производство маленькой и компактной "Оки" было, мягко скажем, не самым главным вопросом.
ВАЗ собирал "Оку" до 1995-го, после чего производство осталось только на СеАЗе (причём не только "инвалидных", но и обычных машин) и ЗМА (преобразованном в отдельный завод легковом подразделении КамАЗа).
"Оке" пытались делать "рестайлинг", превращали её в странный гибрид "каблука" и пикапа, делали электромобиль - в общем, создавали на базе "Оки" самые разные машины.
Ока-электромобиль в музее АвтоВАЗа в Тольятти. Выпущено 20 таких машин
Концепт "Ока-2". Демо-макет из полиэфирной смолы. В серию не пошёл
ЗМА производил "Оку" до 2006 года, после чего карбюраторная малолитражка, никак не попадавшая в "Евро-2" с конвейера ушла.
СеАЗ был более стойким - на "Оку" ставили китайский движок, который экологическим нормам соответствовал, но убивал другую "фишку" - маленькую стоимость..
В 2008 и в Серпухове прекратили производить "Оку", сосредоточившись на запчастях. А ещё через 5 лет, в 2013-м завод почил с миром вслед за "Окой"...
На его бывшей территории раcположился индустриальный парк "Серпухов" и только небольшой памятник "Оке" желтого цвета неподалёку и, может ещё несколько атрибутов, напоминают о том, что здесь раньше был завод.
Что же о самой "Оке" - кто знает как бы повернулась судьба "Оки", появись она не в такое сложное время. Но история сослагательного наклонения не терпит, а гадать на кофейной гуще нет ни смысла, ни желания.
Не уверен, что "Ока" может претендовать на звание "легендарного" автомобиля. Но своё место в истории она точно заняла и памятник получила по праву.