Мало какое путешествие обходится без решения вопросов "Как ехать?" и (кроме совсем коротких) "Где жить?". В поездках по России, по крайней мере по более-менее крупным городам, с этим вопросов не возникает - купить билеты и забронировать жильё едва ли не проще, чем купить хлеб в магазине.
Возможно, кто-то удивится, почему вдруг на сайте про транспорт зашёл разговор про отели. Дело в том, что гостиницей может стать и купе поезда. Причём "гостиница" ещё и ездит по городам вместе с вами. Конечно же, речь о туристических поездах. Идея "заселиться" в купе в начале поездки и "выселиться" из него только в самом конце кажется интересной. Так что сегодня поговорим именно о таком варианте путешествия. И да - это не спонсорская публикация и не пресс-тур. Билеты в туристический вагон были куплены за свои кровные, так что пост будет максимально непредвзят.
Турпоезда бывают разные - от многодневных маршрутов, до коротеньких поездок выходного дня. Наш тур назывался "Зимняя Рускеала" и занимал полные выходные - выезд в 18:40 из Москвы в пятницу и прибытие обратно в 9:08 в понедельник - отличный тайминг для тех, кто не хочет брать отпуск или надолго отпрашиваться с работы. Первый день в горном парке Рускеала, второй - в Сортавале.
Отправляется туристический вагон вместе с двухэтажным поездом Москва-Петрозаводск и уже утром следующего дня прибывает в Сортавалу, где его перецепляют к Рускеальскому экспрессу
Туристический вагон представляет собой одно двухместное купе (СВ), в которое мы и купили билеты, и 8 обычных четырёхместных купе. Но с основным вагоном что-то приключилось и в последний момент его заменили, поэтому вместо двухместного купе нам дали четырёхместное (но помимо нас там, естественно, никто не ехал). Бедная проводница очень переживала из-за этого, но, на самом деле, это был не минус, а плюс - разложить вещи на верхних полках было очень удобно.
В остальном это был обычный купейник из новых. Розетки, USB и лампочки у каждой полки. В коридоре информационный терминал (забыл сфотографировать) и встроенный в стену "кулер" вместо классического титана.
Титана нет, а вот подстаканники на месте. Ещё лет 10-15 назад в некоторых фирменных поездах от них пытались отказаться в пользу керамических чашек с блюдцами. К счастью, эта странная затея не прижилась.
Перевозчик у туристического вагона ДОСС, а подстаканник ФПК, но кроме задротов и прочих осведомленных людей на это никто внимания не обратит.
В стоимость туристической поездки (про сами цены в конце) входит чай, сахар (что меня крайне обрадовало), а также капсульный кофе (я сам не пью, а жена попробовала и не оценила).
Также каждому пассажиру прилагаются вот такие тапочки
И брендированный косметический набор. Помимо щётки и пасты в нём небольшие флакончики шампуня и геля для душа, а также крем для рук и бальзам для губ. Всё от известного бренда (называть не буду), не ноунейм.
Душ предусмотрен в петрозаводском поезде платный (рублей 150, если не ошибаюсь) и в Сортавале рядом с местом стоянки вагона (бесплатный), но я не стал пользоваться - не май месяц всё-таки, а без прохода по улице там никак.
В общем, комплектация порадовала. А вот экскурсии по умолчанию в стоимость не входят - их можно докупить тремя различными турпакетами. Мы не брали - формат использования вагона как гостиницы с самостоятельным выбором программы привлекал намного больше. Не лежит у меня душа к групповым организованным турам.
Но вернёмся к самой поездке - Рускеальский экспресс, к которому перецепляют вагон, отправляется из Сортавалы в сторону горного парка через некоторое время после прибытия петрозаводской двухэтажки - время удобно синхронизировано для пересадки между поездами. А в нашем случае пересаживаться было не нужно.
У станции Сортавала-центр предлагают прокатиться на аэросанях и не только
Утром субботы под паровозом приезжаем в Рускеалу. Здесь вагон будет стоять до вечера - парк можно исходить вдоль и поперёк. Я в Рускеале был уже во второй раз, жена в первый, но отведённого на стоянку времени (7ч 25мин) хватило с огромным запасом. Можно было даже вернуться в вагон часа за 2-3 до отправления, но кое-что удержало от этого неосмотрительного шага, об этом ниже.
Идти сразу в парк не стоит, ведь здесь же на станции есть разворотный круг для паровоза. Его изначально сделали не только для утилитарных соображений, но и как зрелище для посетителей.
К слову, если вы приехали на машине и входили с другой стороны парка, нет никаких проблем чтобы выйти, посмотреть на разворот паровоза и вернуться без доплаты. Охрана без проблемы выпускает и впускает назад.
Трудяга Л-2331 - юбиляр, он построен аж в 1954 году и исправно работает спустя 70 лет.
Входной билет в парк обойдётся в 600 рублей для взрослого посетителя, 400 рублей для студентов и посетителей старше 60 лет, и 350 для школьников.
Мрамоный каньон - сердце парка. Раньше здесь добывали известь, а сейчас это центр притяжения туристов.
Неспешная прогулка по дорожкам парка займёт часа 2-3.
Наскучил каньон - можно прогуляться по лесу .
Или дойти до другого озера. Летом оно тоже выглядит офигенно, но вот зимой никакого "вау-эффекта".
Помимо просто прогулки по парку и красивых видов можно посетить экскурсию "Подземная Рускеала" (количество мест ограничено, билеты продаются только в кассах и лучше озаботиться или сразу по приезду, а не как мы...), зайти в информационный центр, чтобы узнать историю парка и пр.
Для любителей экстрима доступен прыжок с тарзанки (зимой не работает), троллей над каньоном (а вот он круглогодичный) и прочие активности.
Ну и, конечно, на территории есть разные кафешки (рекомендую кафе "Русколка", а из меню - уху и карельскую калитку с форелью). Цены не бюджетные, но для такого места более-менее приемлемы. Два полных подноса (салат, суп, второе, чай, выпечка - всё в двух экземплярах) обошлись нам чуть меньше, чем в 2500
Летом позапрошлого года в парке было три больших сувенирных магазина с продукцией, в том числе (как заявлено), местных мастеров. Сейчас был открыт всего один (самый неинтересный и банальный из них)
А теперь к тому, о чём говорил выше - уходить из парка до начала сумерек не стоит. Потому что вечером включается подсветка мраморного каньона
Фото даже близко не передаёт ощущения - стоит посмотреть своими глазами
Времени достаточно чтобы полюбоваться и без спешки вернуться к поезду
Вечером вагон также под паровозом доезжает до Сортавалы. Там вагон отцепляют и перегоняют на дальний девятый путь на ночёвку. Пусть слова про "дальний девятый путь" вас не пугают - метрах в 15 от места стоянки вагона сидит ведомственная охрана, так что "ночует" вагон не на отшибе.
Самое время затариться провизией, тем более что недалеко от вокзала находится Пятерочка, по пути к которой можно увидеть, к примеру, водонапорную башню 1942 года постройки.
А вот и наш девятый путь и платформа "Сортавала туристическая". В деревянном здании на фоне, судя по всему, раньше было кафе для туристов. Возможно, оно работает только летом.
С вечера субботы до вечера воскресенья вагон стоит в Сортавале, так что с утра можно отправиться погулять по городу.
Путь лежит через служебные проходы вокзала Сортавалы, так что любители ЖД будут рады. Можно встретить, например, РА3
День в Сортавале рекомендую начать с завтрака в кафе "Причал". Я совершенно случайно обратил на него внимание ещё 1,5 года назад, когда приезжал на машине.
Кухню в кафе сложно назвать особенной, но и претензий нет, всё вкусно. Главное здесь - это вид на Ладогу.
Летом, конечно, покрасивее и "Метеоры" иногда проплывают, но и зимой тоже неплохо. Выпить листового чая с видом на озеро - отличное начало дня. А ещё тут рядом милый памятник Ладожской непре
Воскресенье можно посвятить поездке в Карельский зоопарк, добраться до "Поезда Деда Мороза" на станции Хелюля или куда-нибудь ещё неподалеку (такси, если верить приложению, стоит вполне вменяемых денег), либо просто прогуляться по Сортавале - мы выбрали этот вариант.
Для тех, у кого нет Яндекс.Карт, неподалёку от причала есть схема города с достопримечательностями
В городе можно просто погулять, обращая внимание на интересности. Мозаику на здании
"Дом со шприцем"
Старый автомобиль в сквере (правда, мне кажется, это полный новодел)
Историческая пожарная каланча
Просто интересные здания
Ещё мы дошли до станции Сортавала-Центр. Аэросаней уже не нашли зато удалось подловить вот такое сочетание РА2 и воздушного шара. Интересно, это считается ТПУ?
На шаре можно подняться всем желающим. Но не сильно высоко и за 3 тысячи, если не ошибаюсь. Внутренняя жаба не одобрила и летать мы не стали.
А на обед рекомендую пойти в кафе "Дом Берга" и попробовать пельмени из лося. Фуд-блогер из меня такой себе, так что сфоткал я только десерт в виде эклера :).
Главное не забыть вовремя вернуться к поезду. Отправляется он в 20 с чем-то вместе с всё той же петрозаводской двухэтажкой
Что же сказать по итогу? Такой формат поездки на выходные я однозначно могу рекомендовать.
Большинство других туристических поездов подразумевают большую продолжительность, так что для работающих 5/2, если не брать отпуск, неудобны.
Впрочем, тема развивается семимильными шагами, так что, думаю, что другие маршруты выходного дня ещё появятся.
Ну и финансовый вопрос - билет в 4-местное купе в такой круговой вагон стоил в районе 7 тысяч, в СВ - без малого 14. Дополнительные туристические пакеты стоят от 2500 до 7500 (самый дорогой включает в себя ночёвку в гостевом доме с субботы на воскресенье, правда смысл кругового вагона тут как-то теряется, на мой взгляд).
Дорого это или нет, каждый пусть решает за себя сам. Я остался доволен.